Галактика NGC 5408 скрывает чёрную дыру редкого типа

Галактика NGC 5408 глазами телескопа “Хаббл”. Авторы и права: NASA / ESA.

Галактики бывают разнообразных размеров и форм. Не смотря на это, в большинстве случаев их можно разграничить по легко идентифицируемым и наиболее часто встречающимся формам, таким как, например, элегантные спирали или заурядные эллипсы. А ещё существуют неправильные галактики, число которых достигает двадцати пяти процентов от всех известных на данный момент галактик.

Подобная неправильная галактика представлена на недавно переданном космическим телескопом “Хаббл” снимке. Эта галактика, получившая название NGC 5408, удалена от нас на расстояние более пяти миллионов парсек и её обнаружение было весьма любопытным.

Первоначально наблюдаемая британским астрономом и математиком Дж. Гершелем летом 1834, NGC 5408 была классифицирована как планетарная туманность – это, своего рода, облако газа, сформировавшееся умирающей звездой. Однако благодаря непрерывному совершенствованию астрономических инструментов, выяснилась её реальная природа – NGC 5408 является неправильной галактикой.

Согласно заключению специалистов NASA, NGC 5408 отличается наличием ультраяркого рентгеновского источника (УРИ), названного исследователями NGC 5408 X-1. Этот источник рентгеновского излучения по первоначальным предположениям учёных может оказаться чёрной дырой промежуточной массы (ЧДПМ) – одним из наименее изученных и редко встречающихся астрофизических объектов в нашей Вселенной.

Чёрные дыры промежуточной массы имеют среднюю массу, и, как предполагают исследователи, представляют собой недостающее звено между небольшими чёрными дырами звёздной массы и сверхмассивными чёрными дырами. Такие объекты, довольно трудно обнаружить, и астрофизики на данный момент отслеживают все УРИ, надеясь обнаружить чёрную дыру промежуточной массы.