Изучен блазар в ранней Вселенной

Древний блазар, запечатлённый радиоинтерферометром VLBA. Авторы и права: Spingola et al.; Bill Saxton, NRAO / AUI / NSF.

С помощью радиотелескопа VLBA (Национальная радиоастрономическая обсерватория) астрономы обнаружили ранее невидимые детали в струе материала, выбрасываемой со скоростью три четверти скорости света из ядра галактики, находящейся на расстоянии примерно 12,8 миллиардов световых лет от Земли.

Галактика, получившая название PSO J0309 + 27, представляет собой блазар, струя которого направлена в сторону нашей планеты, и является самым ярким радиоизлучающим блазаром, который когда-либо наблюдался на таком расстоянии. Это также второй по яркости блазар, излучающий рентгеновские лучи на таком расстоянии.

На представленном выше изображении самый мощный поток радиоизлучения исходит из ядра галактики в правом нижнем углу. Джет приводится в движение гравитационной энергией сверхмассивной чёрной дыры в ядре и движется наружу, к левому верхнему углу. Видимый здесь джет простирается примерно на 1600 световых лет.

На таком расстоянии блазар PSO J0309 + 27 виден таким, каким он был, когда Вселенной было менее миллиарда лет, или чуть более 7 процентов от её нынешнего возраста.

Международная группа астрономов под руководством Кристианы Спингола из Болонского университета в Италии наблюдала галактику в апреле и мае 2020 года. Их анализ свойств объекта подтверждает некоторые теоретические модели того, почему блазары редки в ранней Вселенной.

Исследователи сообщили о результатах своей работы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Больше информации: