Астрономы обнаружили углерод в атмосфере молодого Суперюпитера

Данные системы TYC 8998-760-1b, полученные с использованием инструмента SINFONI установленного на Очень Большом Телескопе. Фоновое изображение получено инструментом СФЕРА. Небольшая синяя рамка отмечает поле зрения наблюдений SINFONI. Главная звезда и TYC 8998-760-1c находятся вне поля зрения. Авторы и права: ESO / Bohn / Zhang.

Астрономы с помощью Очень Большого Телескопа ESO обнаружили монооксид углерода 13CO в атмосфере молодой гигантской экзопланеты TYC 8998-760-1b.

TYC 8998-760-1 – звезда солнечного типа, находящаяся примерно в 309 световых годах от нас в созвездии Мухи.

Эта звезда, также известная как 2MASS J13251211-6456207, имеет примерно такую ​​же массу, что и наше Солнце, но ей всего 16,7 миллиона лет.

В системе имеется две экзопланеты, TYC 8998-760-1b и c, которые по крайней мере в 14 и 6 раз массивнее Юпитера.

Они вращаются вокруг своей родительской звезды на расстояниях 160 и 320 а.е., что помещает планеты на орбиты намного более далёкие, чем орбиты Юпитера или Сатурна в нашей Солнечной системе.

“Изотопы – это разные формы одного и того же атома, но с разным количеством нейтронов в ядре”, – сказал Япенг Чжан из Лейденской обсерватории.

Например, углерод с шестью протонами обычно имеет шесть нейтронов (углерод-12), но иногда семь ( углерод-13 ) или восемь (углерод-14).

Это не сильно меняет химические свойства углерода, но изотопы образуются по-разному и часто немного по-разному реагируют на условия в которых они находятся.

В новом исследовании астрономы наблюдали TYC 8998-760-1b двумя ночами, 5 и 19 июня 2019 года, используя спектрограф для интегральных полевых наблюдений в ближней инфракрасной области (SINFONI), установленный на Очень Большом Телескопе ESO.

Они смогли отличить углерод-13 от углерода-12, благодаря его свойствам.

“Это действительно удивительно, что мы можем обнаруживать элементы в атмосфере экзопланеты на таком большом расстоянии”, – сказал Чжан.

Исследователи ожидали, что примерно каждый 70-ый атом углерода будет являться углеродом-13, но для наблюдаемой планеты это значение, похоже, в два раза выше.

Планета примерно в 150 раз дальше от своей родительской звезды, чем наша Земля от Солнца. На таком большом расстоянии лёд, возможно, образовался с большим количеством углерода-13, что привело к более высокой доле этого изотопа в атмосфере планеты сегодня.

Ожидается, что в будущем изотопы помогут понять, как именно, где и когда образовались планеты. Это только начало.