Звёзды в двойных системах расскажут о сверхновых

Художественная иллюстрация сверхновой. Авторы и права: NASA / CXC / M. Weiss / University of California, Berkeley / N. Smith et al / Lick Observatory / J. Bloom & C. Hansen.

Взрывы сверхновых – это драматические события, происходящие в результате гибели массивных звёзд, которые примерно в восемь раз тяжелее Солнца.

Большинство этих массивных звёзд находятся в двойных системах, где две звезды вращаются очень близко друг к другу, поэтому значительное количество сверхновых происходит в двойных системах. Присутствие звезды-компаньона также может сильно повлиять на то, как звёзды развиваются и взрываются. По этой причине астрономы долгое время искали такие звёзды после обнаружения сверхновых – часть из них были обнаружены в последние несколько десятилетий, и некоторые из них имели необычно низкие температуры.

Когда звезда взрывается в двойной системе, обломки от взрыва с огромной скоростью ударяются о звезду-компаньона. Обычно энергии недостаточно, чтобы уничтожить звезду, но хватает чтобы увеличить её температуру. Затем жар заставляет звезду раздуваться, как будто на вашей коже образуется огромный ожоговый волдырь. Звезда при этом может увеличиться в 10-100 раз.

Набухшая звезда выглядит очень яркой и холодной, что может объяснить, почему у некоторых обнаруженных звёзд-компаньонов были низкие температуры. В таком состоянии объект находится относительно непродолжительное время – через несколько лет или десятилетий волдырь может “зажить”, и звезда сожмётся до своей первоначальной формы.

В недавно опубликованном исследовании группы учёных во главе с доктором Риосуке Хираи (Университет Монаш) команда провела сотни компьютерных симуляций, чтобы изучить, как звёзды-компаньоны надуваются или увеличиваются в зависимости от их взаимодействия с ближайшим соседом, сверхновой. Было обнаружено, что светимость надутых звёзд коррелирует только с их массами и не зависит от силы взаимодействия со сверхновой. Продолжительность набухания также увеличивается в том случае, если две звезды находятся ближе друг к другу.

“Мы применили наши результаты к сверхновой под названием SN2006jc, у которой есть звезда-компаньон с низкой температурой. Если это действительно раздутая звезда, как мы полагаем, то мы ожидаем, что она должна быстро сжаться в следующие несколько лет”, – объясняет Хираи.

Число звёзд-компаньонов, обнаруженных после сверхновых, неуклонно растёт с годами. Если учёные смогут зафиксировать и пронаблюдать увеличение звезды-компаньона, а затем и её сжатие, то эти данные помогут нам лучше понять эволюцию массивных звёзд.