В Млечном Пути слишком мало сверхновых! И вот почему

Остаток сверхновой SN 1604. Снимок получен благодаря использованию телескопов “Хаббл”, “Спитцер” и “Чандра”. Авторы и права: NASA / ESA / JHU / R.Sankrit & W.Blair.

Каждое столетие в нашей галактике должно происходить несколько взрывов сверхновых, и тем не менее, с момента последней наблюдаемой вспышки прошли сотни лет. Новое исследование объясняет, почему: это сочетание количества пыли, расстояния и глупой удачи.

Последняя сверхновая, отмеченная каким-либо надёжным источником, произошла в 1604 году. Это событие было зарегистрировано многими астрономами по всему миру и, в первую очередь, Иоганном Кеплером. В то время никто не знал, почему и как эта “новая звезда” появилась на небе (а затем исчезла). В настоящее время мы знаем ответ: они являются результатом либо гибели массивной звезды, либо неконтролируемым ядерным событием, произошедшем в недрах белого карлика.

Астрономы также смогли вычислить типичную частоту вспышек сверхновых для такой галактики, как наша, и она составляет несколько взрывов каждые сто лет. Но за четыре столетия, прошедшие со времени знаменитого события, зафиксированного Кеплером, не появилось ни одного достоверного свидетельства очевидца появления новой звезды в нашем небе. И это несмотря на то, что в те века наши технологические возможности по наблюдению за небом резко выросли.

В Млечном Пути слишком мало сверхновых! И вот почему

Яркий взрыв сверхновой в представлении художника. Авторы и права: ESO / M. Kornmesser.

Дело не в том, что Млечный Путь каким-то образом не формирует сверхновые, согласно новой исследовательской статье, опубликованной на сайте arXivOrg. Например, туманность Кассиопея А – это остаток сверхновой звезды, взорвавшейся около 325 лет назад, но её никто не видел.

Где все сверхновые?

Так в чём же дело? Почему мы не видим больше сверхновых? Согласно исследованию, всё сводится к их местоположению. Большинство взрывов сверхновых происходит в тонком звёздном диске галактики. И всё же именно там находится большая часть пыли – пыли, которая очень хорошо блокирует световые сигналы. Точно так же в ядре Млечного Пути находится намного больше сверхновых, чем в среднем по галактике… и намного больше пыли.

Чтобы его можно было наблюдать невооружённым глазом, взрыв сверхновой должен произойти в правильном месте в галактике: достаточно близко и с отсутствием препятствий для обзора. Объединение этих эффектов с оценкой частоты появления сверхновых позволяет воспроизвести письменные исторические записи человечества о наблюдаемых событиях.

В Млечном Пути слишком мало сверхновых! И вот почему

Иллюстрация сверхновой SNR 1987A. Авторы и права: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / Alexandra Angelich, NRAO / AUI / NSF.

И всё же есть загвоздка. Модель астрономов предсказывает, что большая часть сверхновых, наблюдаемых невооружённым глазом, должна происходить вблизи галактического центра. Но большинство зарегистрированных сверхновых вообще не происходит поблизости. Возможно, влияние спиральных рукавов, которые могут вызвать их собственный цикл звездообразования и связанных с ними сверхновых, играет свою роль, но это предположение потребует дальнейшего изучения.

Так когда же мы увидим ещё одно световое шоу? По оценкам исследователей, у нас есть примерно 33%-ный шанс увидеть следующую смерть массивной звезды и 50%-ная вероятность увидеть следующее разрушение белого карлика. Что касается того, когда именно это произойдёт… ну, это чисто случайность.

Больше информации: