Туманность Тарантула

Удалённая примерно на 160 000 световых лет от нас, туманность Тарантула является самой впечатляющей особенностью Большого Магелланова Облака. Авторы и права: ESO.

Используя возможностями инструмента Very Large Telescope Survey Telescope (VST) в Паранальской Обсерватории (Чили), астрономы получили очень чёткий, новый образ туманности Тарантула, а также многочисленных соседних туманностей и звёздных скоплений. Туманность Тарантула, которая также известна как 30 Doradus, является самой яркой и самой активной областью в локальной группе галактик.

Туманность Тарантула, расположившаяся в верхней части этого изображения (ссылка на оригинал ниже), простирается более чем на 1000 световых лет и расположена в направлении созвездия Золотой Рыбы. Эта необыкновенная туманность является частью Большого Магелланового Облака, карликовой галактики, которая достигает почти 14 000 световых лет в поперечнике. Большое Магелланово Облако – это одна из соседних галактик Млечного Пути.

В центре туманности лежит молодой, гигантский звёздный кластер под названием NGC 2070, в котором плотное ядро R136 содержит одни из самых массивных и ярких звёзд. Яркое свечение самой туманности Тарантула было впервые замечено французским астрономом Николасом-Луи де Лакайлем в 1751 году.

Ещё одно звездное скопление в туманности Тарантула – это гораздо более старое Hodge 301, в котором, по оценкам учёных, по меньшей мере 40 звёзд взорвались как сверхновые, распространяя при этом газ по всему региону. Одним из примеров остатка сверхновой является область SNR N157B, которая находится в звёздном кластере NGC 2060. Этот кластер впервые был обнаружен британским астрономом Джоном Гершелем в 1836 году при помощи 18,6-дюймового рефлектора в обсерватории на мысе Доброй Надежды в Южной Африке. На окраине туманности Тарантула, с нижней правой стороны, можно обнаружить знаменитую сверхновую SN 1987A.

Двигаясь в левую сторону от туманности, можно заметить яркое звёздное скопление NGC 2100, которое содержит большое количество синих, молодых звёзд, окружённых красными, старыми звёздами. Этот кластер был обнаружен шотландским астрономом Джеймсом Данлопом в 1826 году, при помощи самодельного 9-дюймового телескопа.

В центре изображения находится звёздное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074, ещё одна массивная звездообразующая область, обнаруженная Джоном Гершелем. Присмотревшись, можно заметить тёмную пылевую область – “Морской конёк Большого Магелланового Облака”. Эта гигантская структура достигает примерно 20 световых лет в высоту, что почти в пять раз превышает расстояние между Солнцем и ближайшей к нему звездой Альфа Центавра. “Морской конёк” обречён на исчезновение в течение следующих нескольких миллионов лет.

Получение представленного выше изображения стало возможным только благодаря специально разработанной 256-мегапиксельной камере под названием OmegaCAM, установленной на VST.