Приливное разрушение объясняет отсутствие тёмной материи в ультрадиффузной галактике NGC 1052-DF4

На этом изображении “Хаббла” показана ультрадиффузная галактика NGC 1052-DF4; отмеченные объекты являются шаровыми скоплениями. Авторы и права: van Dokkum et al , DOI: 10.3847 / 2041—8213 / ab0d92.

Астрономы с помощью космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) обнаружили приливные хвосты в галактике с дефицитом тёмной материи NGC 1052-DF4, находящейся на расстоянии около 65 миллионов световых лет от нас в созвездии Кита, что вызвано её взаимодействием с соседней галактикой NGC 1035. Исследователи считают, что процесс, называемый приливным разрушением, лишил NGC 1052-DF4 тёмной материи и теперь разрывает галактику на части.

Тёмная материя – ключевая составляющая современных моделей формирования и эволюции галактик.

Фактически, без присутствия тёмной материи первичный газ не обладал бы достаточной гравитацией, чтобы начать коллапс и образование новых галактик.

Поскольку считается, что тёмная материя воздействует на другие объекты в основном гравитационно, о её присутствии можно судить только по её влиянию на видимую материю.

В 2018 году астрономы обнаружили первую галактику без тёмной материи, NGC 1052-DF2.

Год спустя была идентифицирована вторая галактика, свободная от тёмной материи, NGC 1052-DF4, что вызвало ещё более интенсивные дебаты среди астрономов о природе этих объектов.

В новом исследовании астроном из Университета Нового Южного Уэльса Мирейя Монтес и его коллеги изучали NGC 1052-DF4 с помощью оптических данных, полученных при помощи “Хаббла”.

Они обнаружили, что исчезновение тёмной материи можно объяснить эффектами приливных взаимодействий.

По словам команды, гравитация соседней массивной галактики NGC 1035 разрывает NGC 1052-DF4 на части.

Во время этого процесса тёмная материя интенсивно удаляется, в то время как звёзды подвергаются эффектам взаимодействия с другой галактикой на более поздней стадии.

“Мы использовали ‘Хаббл’ для изучения света галактики и распределения шаровых скоплений в ней”, – сказал доктор Монтес.

Изучая свет галактики, астрономы обнаружили свидетельства существования приливных хвостов, которые были сформированы материалом, удаляющимся из NGC 1052-DF4.

Они также обнаружили, что центральные части галактики остаются нетронутыми, и только 7% звёздной массы галактики находится в этих приливных хвостах.

Это означает, что тёмная материя, которая менее концентрирована, чем звёзды, ранее была удалена из галактики, и теперь внешний звёздный компонент также начинает удаляться.

Этот результат является хорошим показателем того, что, хотя тёмная материя галактики была удалена из системы, звёзды только сейчас начинают испытывать эффекты приливного разрушения.

Со временем NGC 1052-DF4 будет поглощена большей галактикой, и по крайней мере некоторые из её звёзд будут выброшены в межгалактическое пространство.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/