Изучены гамма-пульсации от пульсара PSR J0952−0607

Интегрированные профили гамма-излучения и радиоимпульса PSR J0952—0607 в течение двух оборотов. Авторы и права: Nieder et al., 2019.

Международная группа астрономов сообщает об обнаружении гамма-пульсаций от миллисекундного пульсара (МСП), известного как PSR J0952—0607. Открытие, доступное в статье, опубликованной 27 мая на arXivOrg, проливает свет на свойства этого объекта и может помочь улучшить наше понимание МСП в целом.

Пульсары – это сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звёзды, испускающие пучки электромагнитного излучения. Наиболее быстро вращающиеся пульсары с периодами вращения менее 30 миллисекунд известны как миллисекундные пульсары. Предполагается, что МСП образуются в двойных системах, когда первоначально более массивный компонент превращается в нейтронную звезду, которая затем раскручивается из-за аккреции вещества из вторичной звезды.

PSR J0952—0607 был обнаружен в 2017 году. Этот двойной МСП имеет частоту вращения 707 Гц, что делает его самым быстро вращающимся известным пульсаром вне шарового скопления. Звезда-компаньон в системе имеет массу около 0,02 солнечной массы и период обращения около 6,42 часа.

PSR J0952—0607 очень слабый в гамма-диапазоне, и многие его параметры остаются неизвестными. Вот почему группа астрономов во главе с Ларсом Нидером (Lars Nieder) из Института гравитационной физики им. Макса Планка в Ганновере, Германия, решила изучить гамма-пульсации этого пульсара, основываясь главным образом на данных, полученных космическим телескопом “Ферми” (НАСА). В итоге, помимо обнаружения гамма-пульсаций, исследование определило некоторые параметры пульсара с высокой точностью.

“Используя чувствительный, полностью когерентный метод поиска пульсаций, мы обнаружили гамма-пульсации от радиопульсара PSR J0952—0607”, – пишут учёные в статье.

Согласно исследованию, профиль импульса гамма-излучения PSR J0952—0607 имеет два пика, разделённых примерно на 0,2 оборота. Кроме того, фазовый интервал между профилем гамма-излучения и радиоимпульса, по-видимому, составляет около 0,15. Эти два значения типичны для МСП.

Исследование показало, что PSR J0952—0607 имеет скорость замедления примерно 4,6 единиц в секунду. Это делает его самым быстро вращающимся пульсаром, для которого этот параметр был точно измерен.

Кроме того, астрономы подсчитали, что мощность PSR J0952—0607 находится на уровне около 64 дециллионов эрг/с. Они также обнаружили, что сила его поверхностного магнитного поля относительно низкая, не более 82 миллионов Гс, что ставит его в число 10 самых слабых пульсаров, из всех открытых на сегодняшний день.

Несмотря на усилия команды, некоторые параметры PSR J0952—0607 до сих пор неизвестны. Дальнейшие исследования этого пульсара с использованием “Ферми”, а также радиотелескопа LOFAR могут быть очень полезны для определения многих из оставшихся параметров.