Астрономы изучили две чрезвычайно массивные галактики

Пара галактик в ранней Вселенной в представлении художника. Авторы и права: NRAO / AUI / NSF / D. Berry.

Новые наблюдения, проведённые с помощью ALMA (Атакамская большая [антенная] решётка миллиметрового диапазона) помогли идентифицировать пару гигантских звездообразующих галактик, наблюдаемых, когда Вселенной было всего около 780 миллионов лет, или около 5% от её текущего возраста. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Галактики, известные как SPT-S J031132-5823.4 (SPT0311-58 для краткости), первоначально были идентифицированы как один объект в ходе наблюдений в обсерватории Антарктики (South Pole Telescope).

Эти первые наблюдения показали, что источник располагается на значительном расстоянии и более интенсивен в инфракрасном диапазоне спектра, что означало, что он был чрезвычайно пыльным и, вероятно, переживал всплеск звездообразования.

Последующие наблюдения ALMA позволили рассчитать расстояние и выявить двойственную природу SPT0311-58.

Большая галактика в этой паре образует звёзды со скоростью 2900 солнечных масс в год, содержит 270 миллиардов солнечных масс газа и 2,5 миллиарда солнечных масс пыли.

Это крупнейшая галактика, из известных на сегодняшний день, сформировавшаяся в течение первого миллиарда лет после Большого Взрыва.

Такое быстрое звездообразование в рассматриваемом космическом объекте, вероятно, вызвано присутствием спутниковой галактики, расстояние до которой составляет, по предварительным оценкам, около 26 100 световых лет.

Компаньон также довольно массивен: около 40 миллиардов солнечных масс газа и пыли.

“Любая из этих галактик сама по себе довольно необычна, а тут мы имеем целых два объекта такого типа”, – сказал доктор Крис Хейворд (Chris Hayward), исследователь Центра вычислительной астрофизики в Институте Уольерона. “Две галактики находятся в непосредственной близости друг к другу, поэтому они вскоре сольются и сформируют самую большую галактику из когда-либо наблюдаемых в тот период в космической истории”.

Основываясь на количестве газа в двух галактиках и типичном распределении тёмной материи во Вселенной, доктор Хейворд и соавторы смогли оценить количество вещества, содержащегося в этих двух галактиках.

“По самым скромным оценкам масса гало в 1 триллион раз превышает массу Солнца, в действительности же она может оказаться ещё большей”, – отметил доктор Хейворд.

Проведённое исследование предоставит новые данные о появлении крупных галактик и роли тёмной материи в формировании массивных структур во Вселенной.

Обнаруженные галактики послужат отличной “космической лабораторией” для исследования жизненного цикла массивных звездообразующих галактик на самых ранних этапах развития Вселенной.

Больше информации: https://www.nature.com/