Астрономические определения: тёмная материя

Карликовая галактика Leo A переполнена тёмной материей. Авторы и права: NASA.

В этой серии статей мы исследуем удивительный и необыкновенный мир астрономического жаргона! Вы будете чувствовать себя загадочно читая сегодняшнюю тему: тёмная материя!

Во Вселенной происходит что-то забавное. Ещё в 1930-х годах астроном Фриц Цвикки изучал движение галактик внутри галактического скопления Волосы Вероники. Он обнаружил, что эти галактики движутся слишком быстро. Как только он учёл всё их взаимное гравитационное притяжение, то оказалось, что их невероятные скорости должны были бы разорвать скопление уже много тысячелетий назад. Но вот он кластер, на месте и отлично себя чувствует. Цвики полагал, что должна существовать какая-то материя, скрытая от его наблюдений, обеспечивающая достаточное гравитационное притяжение, чтобы удерживать скопление вместе.

Он назвал эту материю “тёмной материей” и… занялся более интересными объектами. Эта тема в значительной степени игнорировалась астрономическим сообществом в то время.

В 1970-х годах астроном Вера Рубин изучала движение звёзд в галактике Андромеды. Она обнаружила, что звёзды слишком быстро движутся по своим орбитам. Эта галактика и десятки других, которые она изучала, должны были развалиться на части, если бы не существовало какой-то скрытой материи, удерживающей всё вместе.

С тех пор появилось больше доказательств. Масса скоплений галактик может изгибать путь света от фоновых объектов, и астрономы могут использовать величину изгиба для расчёта массы скоплений. Эти расчёты показывают, что истинная масса скоплений как минимум в 5 раз больше той, что мы видим.

Астрономические определения: тёмная материя

Тёмная энергия, нормальная и тёмная материя. Авторы и права: NASA.

Космологи, изучающие раннюю Вселенную, могут составить карту космического микроволнового фона, оставшегося светового рисунка, когда космосу было всего 380 тысяч лет. Эти наблюдения говорят нам, что уже тогда существовала тёмная материя.

Расчёты образования элементов в очень ранней Вселенной успешно предсказывают распространённость водорода и гелия… и говорят нам, что количество нормальной материи невелико.

Куда бы мы ни посмотрели, мы видим признаки тёмной материи. Никакая другая теория не может объяснить широкий спектр наблюдений, указывающих на её существование. Насколько мы можем судить, это некий новый вид частиц, ранее неизвестный стандартной модели физики элементарных частиц, который просто не взаимодействует со светом. Свет проходит через него – он не отражает, не преломляет, не светится и не поглощает. Лучшим названием было бы “невидимая материя”, но я думаю, это звучит не так круто.

Сегодня идёт охота за прямыми доказательствами существования тёмной материи. Пока эти поиски не дали результатов. Но я полагаю, что если бы тёмную материю было легче увидеть, она всё-таки не была бы очень тёмной.